Виктор Строгальщиков презентовал новую книгу «ЗАМ или Сашины люди». С момента выхода предыдущей прошло 7 лет. Писатель признаётся, что долго подбирался к теме. Чтобы взяться за неё, необходимо было набраться бесстрашия.
По определению самого автора, «ЗАМ или Сашины люди» ‒ это книга для друзей и о друзьях. Строгальщиков издал её на свои средства тиражом всего 100 экземпляров. Заинтересуются ли ею столичные издательства, Виктор Леонидович не знает. Но надеется. К примеру, его роман «Долг» более полугода «гулял» по Москве, пока в него не поверило издательство «Время».
С новинкой, как и с большинством других произведений Строгальщикова, работал литературный редактор Михаил Бутов, занимающий должность ответственного секретаря в редакции журнала «Новый мир». Писатель гордится сотрудничеством с ним. Сообщает, что Бутов сам на него вышел, когда был председателем жюри конкурса «Российский сюжет». А Виктор Леонидович, напомним, стал победителем в этом конкурсе с трилогией «Слой».
О чём новая книга? Аннотации к ней нет. Сам автор говорит о романе туманно, интригует:
‒ Давно хотел написать то, о чём боялся. Я ‒ сын буровика-нефтяника. И на буровой первый раз побывал в 4 года. Потом, в 1970-е годы, когда стал журналистом, объездил весь Тюменский Север. Помню, как рождались города, строилась железная дорога. Нефтяники, чьи имена потом стали известными, для меня просто дядя Слава или дядя Коля. Я среди них вырос. И во мне многие годы зрело желание о них написать. Но впрямую не мог. Потому что всё равно не всё знаю. А врать не люблю. Тему обдумывал несколько лет. И только придумав фигуру некого заместителя, вечно второго, в шкуру которого сам залез, взялся за работу. Сам работал в администрациях, был даже советником министра топлива и энергетики Юрия Шафраника. Мне действительно интересен мир власти. Что люди делают с этим миром, и он делает с людьми. Писатель всегда позади. Глазами, умом и душой персонажа он постигает только то, что видит, знает и чувствует персонаж. Книгу я писал два с половиной года. Никогда так долго не сидел ни над одной из предыдущих. Обычно брал отпуск на 3‒4 месяца и залпом выдавал роман. А тут урывками работал. Переписывал куски. Спасибо Михаилу Бутову. Он научил меня любить кромсать и переписывать себя.
Книгу «ЗАМ или Сашины люди» пока прочитало ограниченное число людей, которым писатель доверил оценить свою новую работу. Но и они, взяв слово на презентации романа, не внесли ясности. А по большому счёту ещё сильнее заинтриговали.
‒ Талантливая художественная книга, ‒ вынес вердикт краевед Александр Петрушин. ‒ Я дал её почитать ветеранам нефтегазовой отрасли. И они остались недовольны. Но автор сам подставился. Чем? Тем, что в его первых романах прямо названы известные тюменские фамилии. И теперь, сколько ни объясняй, что писатель создал художественное произведение, в котором собраны обобщающие образы, никто ничего слушать не желает. Читатели ищут настоящих личностей, находят их и начинают спорить, что эти люди совсем не такими были, не так ходили, не так говорили… Но такой риск существует для всех авторов, которые работают на местном материале.
‒ В книге меня напугало предсказание (или предчувствие?), а точнее эпизод, где описаны последние попытки удержать власть КПСС, ‒ поведал экс-мэр Тюмени, а ныне председатель комитета городской Думы по общественному самоуправлению Степан Киричук. ‒ Не хочу сравнивать, но, когда читаешь, как начальство воспринимало реальную жизнь, то невольно задумываешься над тем, что происходит сейчас… Эту книгу надо читать с карандашом.
‒ Об этой книжке не хочется говорить. Хочется о ней думать, ‒ обратил внимание главный редактор газеты «Тюменский курьер», почётный гражданин Тюмени Рафаэль Гольдберг. ‒ Книга ужасна, потому что в ней заключена правда. А правда всегда ужасна. Глупо, наверное, но, читая роман, я искал ключевую фразу, к которой можно обратиться и понять, для чего книга написана. Нашёл на сотой странице, где стоит вопрос: «Ты-то зачем?» Обратим эту фразу к себе: я-то зачем? Зачем мы на этой земле? Классический вопрос русской литературы…
‒ Я много лет подбирался к этой книге. Давил в себе публициста, ‒ сообщил Виктор Строгальщиков. ‒ Чтобы прийти к теме, надо было достичь определённого бесстрашия. И, конечно, обладать ответственностью. Дикой завистью завидую своим коллегам по Союзу писателей, которых не колышат такие проблемы. Они счастливы каждой написанной строчкой. Им не знакомо жуткое чувство итогового несоответствия того, на что ты замахиваешься и чего достигаешь. А я чувствую ограниченность собственных способностей, за которые не могу выпрыгнуть. Кроме того, надо же уметь себя править и переписывать. Этим вообще мало кто из моих коллег занимается. У них по книге в месяц выходит. Это конвейер. Слава богу, что я не зарабатываю этим на жизнь. Могу не спеша вернуться к книге, подумать над тем, что написал, вырубить что-то из текста. Это замечательный процесс — работа над собой. Я полюбил бороться с собой и понял, что я ‒ настоящий писатель. Это чрезвычайно важно!