Веками выработался стиль, когда лик на иконе не отвлекает от молитвы, а помогает ей. Святой не должен быть портретом, говорит Ольга Григорьева, иконописец. Она одна из участниц создания иконостаса для храма Пресвятой Троицы в Тюменской области.
Маленькое село Карасуль Ишимского района Тюменской области. Почти сердце Сибири. Равнины, поля и небольшой деревянный храм с почти двухвековой историей. Теперь он получил второе рождение. Его убранство и иконостас выполнены сергиевопосадскими мастерами-иконописцами.
Работу организовал фонд «Наш выбор - Малая родина». Фонд возглавляет Юрий Шафраник, уроженец Тюменской области, политик, человек, отдавший много лет работе в нефтегазовой промышленности страны.
‒ Фонд провёл огромную работу. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не думаю, что есть территории, где бы так много было сделано иным фондом в культуре, истории, возрождении традиций, – Юрий Шафраник.
Среди нескольких выбрали проект сергиевопосадской иконописной мастерской. Полтора месяца потребовалось, чтобы иконы нашли свое воплощение и заняли место в небольшом сельском храме. 20 мастеров – выпускников Иконописной школы при Московской духовной академии были приглашены в Москву, чтобы подвести итоги масштабной работы.
‒ Важно, чтобы роспись была не чисто традиционной, но оставалась консервативной. В ней следовало учесть великую историю Сибири и то, что связано с сибирскими святыми. Именно такую задачу я ставил перед коллективом. Конечно, роспись должна была быть вписана в окружение и передавать дух, – Юрий Шафраник
‒ У истоков нашей Иконописной школы стояла матушка Иулиания (Соколова). Она подвижница Русской православной церкви. Дух подвижничества для иконописца – самое важное. Иконописцы отражают духовную составляющую в материальном. Живописцу легче, он отражает окружающий его мир. А изографу нужно отразить дух, – Епископ Звенигородский Питирим, ректор Московской духовной академии
Началось всё в начале лета, когда выпускник Санкт-Петербургского института имени Репина Алексей Козлов получил задание сделать проект иконостаса. Изучил все нюансы – храм деревянный, народ этих мест большой знаток обработки дерева, местность равнинная, преобладают зелёно-голубые и охристые краски. Конечно, изучил историю места.
‒ Я посчитал, что цвет должен быть главным. Важно, чтобы природные цветовые сочетания благотворно влияли на вошедшего в храм человека, чтобы ему приятно было находиться в этом объёме, молиться, созерцать образы, – Алексей Козлов, руководитель проекта по созданию иконостаса храма Пресвятой Троицы в Тюменской области
Началась работа. Мастера ориентировались на традицию русских тягловых иконостасов XVI века, а вот в росписи пошли на некоторый эксперимент. В основе – не храмовая, а традиционная роспись крестьянских изб конца XIX – начала XX века.
‒ Со стороны профессионалов были сомнения: почему в храмовой росписи используются нехрамовые элементы? Я не побоялся этого, зная, что символика одна и та же. Травы и птицы что в храмах, что в избах символизировали райский сад, – Алексей Козлов
Иконы писали в мастерской в Сергиевом Посаде, а потом три дня везли в село Карасуль Ишимского района Тюменской области. Храм освятил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Теперь в историю сибирского сельского храма Пресвятой Троицы вписана частица труда наших сергиевопосадских иконописцев.