Тюменский писатель Анатолий Омельчук убеждён, что люди — не все, но большинство — рождаются с геном родины. Именно для таких людей два года назад он и запустил единственный на всю Россию авторский проект «Уроки родиноведения».
Как не оказаться сиротой
За первые два учебных года увидели свет 88 видеоуроков, призванных пробудить в соотечественниках интерес к родным местам и великим землякам. Эти рассуждения о жизни и родине, подкреплённые документальными фильмами Анатолия Омельчука, собирают в социальных сетях и на интернет-каналах сотни тысяч просмотров. Так с чего же начинается родина и можно ли научить её любить? Об этом мы решили узнать, что называется, из первых уст.
— Конечно, среди обязанностей, если они и есть у писателей, нет такой, чтобы учить родину любить, да и вряд ли любви можно научить, — подчёркивает Анатолий Омельчук, почётный гражданин Тюменской области и член Общественной палаты региона. — Однако привлечь к этой теме внимание читающей и думающей части человечества считаю писательским долгом.
На склоне лет я пришел к выводу, что у человека на самом деле три родителя — не только мама и папа, но и родное место. Помог мне сделать этот вывод мой друг Юрий Шафраник, первый губернатор Тюменской области, министр топлива и энергетики новой России. Наблюдая за ним, я заметил его невероятную тягу к родному Карасулю. Раньше её можно было объяснить заботой образцового сына о маме с папой. Но он, патентованный москвич с кучей международных отношений, и сегодня по три-четыре раза за год обязательно отправляется в далёкую сибирскую деревню. Соприкоснуться с родимой землёй, побывать на родительских могилах, вспомнить детство, отойти душой, когда совсем тяжело, переосмыслить жизнь. Я и сам, честно говоря, стараюсь регулярно бывать на родине. Не знаю даже, что меня тянет, но считаю, что год не состоялся, жизнь не задалась, если не посетил родное Могочино.
Тогда-то я и открыл ген родины. Обладатель такого гена совершенно по-другому ощущает себя на этой земле, на этой планете. А вот человек, лишенный такого гена, человек, который не осознаёт, что такое родное место, который не знает и не любит родину, изначально является — как бы помягче сказать… сиротой.
— Анатолий Константинович, с чего начался ваш нынешний проект?
— Я на протяжении нескольких лет выступал в различных аудиториях, включая заседания Общественной палаты Тюменской области и Союза писателей России, с призывом, чтобы писатели и художники, певцы и артисты, учёные и командиры производства пошли в классы и учебные аудитории, общежития и казармы, производственные коллективы. В Тюмени и Салехарде, Иркутске и Волгограде. И рассказали подрастающему поколению о том удивительном месте, где им посчастливилось родиться, жить и расти. О том, за что мы ценим родную землю.
К сожалению, на призыв никто особо не откликнулся. Вот и решил показать пример, вдохновить других. Ну а поскольку я всё-таки человек диалога, а не монолога, то пригласил в напарники своего коллегу, лидера пишущих современников Леонида Иванова, ответственного секретаря Тюменского регионального отделения Союза писателей России. Чтобы не превращать передачу в песню одинокого глухаря. Так и зародился наш творческий тандем. Тогда же мы договорились, что каждая наша встреча будет сопровождаться показом ранее снятых документальных фильмов и прямыми ответами на живые вопросы зрителей.
Родная Вселенная
— Помните тему своего первого урока родиноведения?
— Как и положено, мы начали с размышлений о родине, которая, по моему глубокому убеждению, является космической привязкой каждого из нас в системе координат Вселенной. Лично я, например, вырос на берегу Оби в остяцком селе Могочино Томской области. Это 57 градусов 42 минуты северной широты. Когда осел в Тюмени, поставив себе деревянный дом, и посмотрел его адрес на карте, то просто ошалел. Он оказался ровно на одной параллели с родительским домом — 57 градусов и 42 минуты северной широты. Не думаю, что это случайность.
На том уроке мы показали фильм «Восторг пространства», начинающийся с посещения междуречья Оби и Енисея в Красноселькупском районе Ямала. Здесь, невдалеке от легендарной златокипящей Мангазеи, согласно вычислениям нашего земляка Дмитрия Менделеева, находился географический центр Российской империи. Великий русский мудрец в конце XIX века не только продемонстрировал миру, сколь непроста и многогранна наша страна, где «центральными» народами являются селькупы, остяки и лесные ненцы. Таким образом он оставил ещё и своего рода завещание потомкам — беречь родную страну, не поступаясь ни одной её пядью, чтобы географический центр государства российского оставался вечным. Но нарушили мы завет. Географический центр современной России, где я также побывал с телеэкспедицией, сместился к северо-востоку от менделеевского центра на сотни вёрст. На Полярный круг, в Эвенкию.
Поделился я на уроке и ещё одним недавно сделанным открытием. Если выйти на крыльцо дома и задрать голову, то родной становится не только земля под ногами, но и Вселенная. В международном звёздном каталоге есть даже моя собственная звезда, которой я дал название «Мама». Нередко смотрю на неё, мерцающую в темноте, размышляя о большой и малой родине.
«Это взаимная любовь»
— Судя по вашему творчеству, всю свою сознательную жизнь вы занимаетесь познанием родины, познанием родной Сибири. Об этом, по сути, все ваши передачи, фильмы и книги. Говорят, одних только радиопередач «Судьбы Сибири» вы подготовили более полутора тысяч. Откуда у вас такой интерес к сибирской истории?
— История затягивала постепенно. Разве не интересно узнать о месте, где ты живёшь? Ну почему о египетских пирамидах любой отечественный ребёнок знает больше, нежели о Шигирском идоле с Урала? А ведь это самая древняя скульптура в мире — вдвое старше тех пирамид, она одиннадцать тысяч лет пролежала в невьянских болотах. Почему в школе рассказывают об английском Стоунхендже, но ни слова не говорят о ещё более древней обсерватории в Сибири — курганском святилище Савин? Нам с детства навязывают нашу второсортность.
Матушка Сибирь полна нераскрытых тайн. Не исключено, что именно она является прародиной всего человечества. В Денисовой пещере на Алтае люди жили, и весьма неплохо, сотни тысяч лет тому назад. За 50 тысяч лет до нашей эры здешние мужчины дарили любимым браслеты. Почитание женщин лишь спустя тысячелетия дошло до берегов Сены и Темзы. Любовь, понятно, пришла в этот мир из Сибири. Мало кто знает и то, что недалеко от Байкала, на стоянке Мальта, нашли календарь — в виде спирали, древнее его в мире нет. Именно сибирские астрономы ещё 22 тысячи лет назад смогли расшифровать формулу Вселенной, вполне резонно предположив, что все мы живём в спирали времени.
Наша история ничуть не беднее, чем греческая и римская. Когда погружаешься в прошлое, думаешь: да какие там боги Олимпа? В Греции всё хожено-перехожено. А в Сибири столько неизвестного и непонятного! Я, например, повторил путешествие выдающегося учёного-этнографа, исследователя сибирских угорских языков Александра Кастрена, и написал книгу «Манящий свет звезды Полярной». Он открывал Сибирь, а вслед за ним и я шаг за шагом открывал для себя не только родную Сибирь, но и гениальных земляков. Обо всём этом — мои фильмы и книги, а теперь и нынешние уроки родиноведения.
— Героем одного из крайних ваших уроков стала ненецкая писательница Анна Неркаги… Должно быть, не случайно вы провели его с Леонидом Ивановым прямо на Красной площади во время книжного фестиваля.
— Конечно, не случайно. Хотел, чтобы о Неркаги узнали все. С Анной я встретился в 1970-х, когда она, молодая девчушка, только отучившаяся на геологоразведчика в Тюменском индустриальном институте, по зову предков решила вернуться на Ямал — к отцу, в Байдарацкую тундру. Тогда же она заглянула на радио, где я вёл передачу «Литературный Ямал», и показала мне свою первую повесть «Анико из рода Ного». Это были школьные тетрадки в клеточку, исписанные примерным ученическим почерком. Так что её первый литературный дебют состоялся на ямальском радио, где она читала свою во многом автобиографическую историю о ненецкой девушке, решившей после учёбы вернуться в родное стойбище. Глубоко философские, щемящие сердце размышления о предназначении в жизни. Сразу было ясно, что это голос тундры, голос своего народа, вобравший всю мощь Полярного Урала и Северного Ледовитого океана.
Анне пришлось продемонстрировать невероятную силу характера. Заново училась выживать в тундре, доказывая соплеменникам, что ничем не хуже их и справится с любой работой. В родительском чуме собрала сирот со всей тундры, приняла брошенных и проблемных детей в свою семью. За три десятка лет приёмные дети повзрослели, и сейчас дружная семья Неркаги насчитывает добрую сотню человек. У Анны Павловны свой кочевой детский сад и авторская этношкола, методика обучения в которой утверждена Министерством просвещения РФ. Она построила храм Михаила Архангела, при котором действуют община и детский православный лагерь «Земля надежды». Вернувшись на родную землю, Неркаги сумела реализовать всё, что было начертано в её божественном предназначении.
Мы нередко вспоминаем мать Терезу. А ведь у нас есть своя святая — Анна Неркаги. Отважная миссионерка, Большая Мама Байдарацкой тундры. Трижды номинант на Нобелевскую премию по литературе. Хранительница традиций и языка родного народа. Не случайно ведь специально к ней на тундровую факторию Лаборовая, чтобы вручить орден Андрея Первозванного, добирался сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Анна — живой ответ на вечный вопрос мыслящего русского человека «Что делать?» Но главное, Анна — образец и наглядный пример того, что когда мы всего себя отдаём служению родной земле, то она воздаёт тебе сторицей. Это взаимная любовь
«Не люблю слово «край»
— А как появилось само слово «родиноведение»?
— Меня всегда обзывали краеведом. Но я не люблю слово «край», хоть 20 лет и проработал на «краю Земли» (так с ненецкого на русский переводится «Ямал»). Дожил до того, что тюменский книгоиздатель Юрий Мандрика на презентации «Тюменской книги» назвал меня классиком сибирского краеведения. Я и сказал тогда, что если уж он хочет подкинуть мне леща, то пусть называет меня родиноведом. К слову, у «Тюменской книги» был весьма перспективный подзаголовок «Каждый сам открывает свою родину».
— Своего рода первый учебник родиноведения…
— Учебник — громко сказано. Да и далеко не первый. Первая моя книга «Салехард» вышла в 1978-м. Я постарался рассказать о четырёхсотлетней истории единственного на земном шаре города, расположенного на Полярном круге. О городе, где я тогда работал, где родились мои дети. Книга отца.
Честно говоря, я сначала обижался на наше управление образования, что они никак не хотят внедрить уроки родиноведения в школьную программу. А со временем понял, что это невероятно сложно. Единого учебника родиноведения не может быть в принципе. Ведь у каждого из нас — москвича, тюменца, хабаровчанина — своё родное место. Более того, чтобы внедрить мою затею в жизнь и уже в раннем возрасте приучить детей к самостоятельному познанию родной земли, нужны профессиональные педагоги, энтузиасты похлеще меня, которые будут считать это делом всей своей жизни, а не задорной идеей Омельчука. Но, полагаю, вот-вот вся Россия первой в человечестве начнёт уроки родиноведения — в современном мире нам без них не обойтись. Мамапапародина. Именно так, в одно слово.
Андрей Фатеев