На главную

 

Об издании «Тюмень – столица деревень»

Субъективные заметки библиотекаря. Продолжение

Том 2-й

Дорогие друзья!

Хорошая новость: издание «Тюмень-столица деревень» получило призовое место в номинации «Лучшая книга о родном крае» регионального конкурса «Книга года-2023». Конкурс реализуется в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Департамента культуры Тюменской области.

Поздравляю всех причастных к изданию с этим замечательным событием!

А мы продолжаем знакомиться со вторым томом.

Председатель редакционного совета Юрий Шафраник во вступительном обращении к читателям, которое он назвал «Корневая система», размышляет о том, что если подрубить корни даже у самого могучего дерева, то оно рухнет. «Так же и с человеком, обществом, государством». И далее заключает, что фактической корневой системой России является деревня, которой и посвящено новое издание фонда «Возрождение Тобольска» – «Тюмень – столица деревень». Перечисляя благие дела фонда, Ю. Шафраник делает вывод, что вся его деятельность – это «про наши корни, про ту базу, на которой неизбежно будут новые достижения России».

У Ю. Шафраника много заслуг, в том числе и перед Тюменской областью. По сути, крестьянский сын, выходец из деревни Карасуль, он достиг больших высот в личной карьере, но остался верен своей земле, России. Материал о нем читаем во втором томе альманаха, личность незаурядная, всегда хотелось познакомиться с ним поближе. И вот, знакомство состоялось. Написано в полюбившейся манере автора публикации Анатолия Омельчука – диалога. Это дает свои преимущества, может потому, что вопросы он задает, прямо скажу, неординарные, как бы высвечивая личность с неожиданной стороны. Причем, диалог не только с Юрием Шафраником, но и с членами его семьи.

Что касается Анатолия Омельчука, мне интересно прикоснуться к его мыслям, выраженным в письменном виде (всегда удивляет!). Интервью пространное, но здесь вы не найдете биографию героя публикации (её можно узнать в интернете). Но зато перед нами раскрыты его человеческие качества, нравственные ориентиры, отношение к предкам, качества, которые он передал своим детям и внукам… Человек с крепкой корневой системой!

Кстати, в этом же томе помещены воспоминания Ю. Шафраника «Тюмень как столица идей» «о трагических событиях в тюменской истории начала 90-х годов XX века, очевидцем и участником которых был».

В томе снова разделы, традиционные для альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Это, в первую очередь – «Галерея», и действительно галерея имен, судеб, характеров, образцов творчества, прикладного искусства и промыслов, и даже материалов литературоведческого толка. Объединить все это в одном месте – рискованная затея. Но она удалась! Похвально, что здесь и стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Арсения Тарковского (кто же откажется лишний раз пробежаться по любимым строчкам!) и других поэтов.

Интересные очерки о художественных и декоративно-прикладных промыслах, которыми славится Тюменская земля.

Не пропустите материал Александра Вычугжанина «Второй фронт русской деревни». Подробный анализ «истории экспериментов над сельскими жителями» с довольно смелыми выводами о том, как последовательно уничтожалась, скажем так, сельскохозяйственная отрасль. Анализируя ситуацию, автор приходит к неутешительным выводам.

Он называет «силовым прессингом на деревню действия органов высшей власти», и заключает: «крестьянское здравомыслие так и не стало руководством к действию для государственной власти». Многие исторические факты нашли отражение в публикации: коммуны, которые не выдержали испытание временем; чрезвычайные меры по борьбе с кулачеством; продразвёрстка; неоднократное принятие земельного кодекса; коллективизация; сравнение тягот коллективизации с тяготами войны, прозвучавшее из уст Сталина; репрессии по отношению к зажиточным крестьянам; уничтожение деревень Хрущевым; кампания по насаждению кукурузы; бесконечные реорганизации и т.д.

Александр Вычугжанин, сославшись на мнение сибирского писателя Анатолия Байбородина: «крестьянский мир – это Вселенная», заканчивает свой очерк вопросом: «…но жив ли после всех «переломов» и надломов крестьянский мир в России?». Не случайно и очень уместно он упоминает стихотворение Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве». «В исполнении Кубанского казачьего хора эта песня звучит как набат». Но поможет ли это крестьянству?

Очень сильное эмоциональное потрясение, и вслед за автором, хочется воскликнуть: сколько можно испытывать деревню!

Материалы, вошедшие в раздел «Судьбы. Характеры», завершают второй том и кажутся мне наиболее интересными. Видимо, не стоит объяснять почему?

Двадцать очерков, двадцать историй, двадцать судеб… О ком рассказать? Смотрю оглавление, выбираю по названию: «Расстрелять…условно» Ольги Майоровой. Думаю, это как? Читаю о судьбе молодого парня 19-ти лет Василии Красниченко. 77 дней он ожидал смерть. Он не умер, он был убит. Расстрелян в подвале дома НКВД по улице Семакова, 18. Три письма из тюрьмы и четыре фотографии – всё, что осталось в память о нём.

Из тюрьмы в ожидании расстрела он успел написать три письма родителям. Хочу процитировать несколько строк: «Пишу, милые родители, прощальное письмо и сообщаю, что 27 апреля моё дело разбирают. Не знаю, буду ли жив завтра. А так хочется жить. Через три дня Пасха, все ждут торжественного праздника, а я жду каждую минуту смерти. Вот придут, и всё кончено… И люди, творящие это дело, не знают, что у меня есть родители, братья, сёстры. Убивая меня, они не понимают, что этим убивают Вас… А как тяжело умирать, а ещё невинно».

Автор публикации комментирует: «Несмотря на раскрытие архивных документов, ещё долго многое будет оставаться в тайне. И такие парни, как Василий Красниченко, чекист, волостной военный комиссар, в 18 лет не сумевший поднять оружие на бунтующих крестьян в селе Покровском, не будут реабилитированы».

Да, судеб таких много! Чтение это разрывает душу, но знать то, что происходило в нашей истории, просто необходимо! И хорошо, что на страницах альманаха, опубликованы и такие материалы.

Том 3-й

А теперь перейдём к третьему тому.

В разделе «Хранители святой Руси» представлен познавательный исторический материал о судьбах священнослужителей и истории церквей. Остановиться подробно на каком-либо материале достаточно сложно. Мне, жителю Югры, естественно, ближе история Знаменской церкви села Ларьяк на реке Вах, которую находим в материале Сергея Турова. Стоит упомянуть Филофея Лещинского, который крестил берёзовских остяков, Сургутских ханты, по пути из Тобольска в Сургут на реке Вах обратил в христианство 3500 аборигенов. С его именем связано и строительство церкви в Ларьякской волости. Судьба её, пожалуй, типична для многих территорий: сначала – строили, потом – разрушали, затем – восстанавливали.

Материал в разделе настолько интересен, что читать можно, что называется, «запоем».

Раздел «Мир деревни» вобрал в себя разнообразные публикации, связанные с духовностью народа: здесь и месяцеслов, и народный календарь, особенности говора крестьян, деревенская свадьба, песенная культура, музыкальные традиции, обычаи и нравы. Словом, всё то, что составляет жизнь крестьян после окончания сельскохозяйственных работ. И жизнь эта очень насыщена духовно, крестьяне никогда не были без дела, заполняли свой досуг очень разнообразно.

Приведу один пример, в материале «Посты и праздники в деревне» Григорий Утков рассказывает, как соблюдали пост деревенские жители и как отмечали праздники. Наиболее интересный праздник, по описанию автора – масленица, которая была широкой, разгульной. Знаем мы, что престольные праздники назывались в честь того святого, во имя которого была построена церковь в селе. Оказывается, они ещё назывались «съезжими». В очерке подробно описывается, как родственники и сотоварищи, приезжали в гости в деревню, где отмечался престольный праздник. Гости переходили от одного застолья к другому, а дальше понятно, что «праздники эти превращались в поголовную гульбу и пьянство. Идеализировать…, как это делали некоторые поэты и прозаики, не приходится». (Вторит ему и Александр Вычугжанин, который сожалеет о том, что «постепенно праздники стали просто выпивкой, а то и попойкой»). Были и плюсы, и минусы: кроме обильного угощения, водили хороводы, пели разгульные песни, частенько традиционная борьба перерастала в потасовку.

Съезжий праздник продолжался обычно два дня. Мне кажется, что, таким образом, крестьяне сбрасывали напряжение, в котором пребывали в постоянных заботах об урожае, поэтому могли себе это позволить, потому что после этой «гульбы» их снова ждал напряженный труд.

Но не всё так безрадостно. Есть в томе материал, на котором можно отдохнуть душой. Речь идёт о «Деревенских бывальщинах» Михаила Захарова. Читая эти бесхитростные рассказы о деревенских жителях, поневоле ощущаешь радость, появляется надежда, что может ещё возродится деревня, когда есть люди, о которых он пишет, с открытым сердцем и доброй душой, с чувством юмора и житейской мудростью. Рассказы сопровождаются рисунками автора.

Здесь же в томе материал и о самом Михаиле Ивановиче Захарове в рубрике «Вернисаж». Автор публикации Дмитрий Падерин пишет о нём, как о человеке, живущем душой, чувством. «Это превосходный человек, талантливейший художник и потрясающий прозаик».

«Как это было» – заключительный раздел тома.

«…не так-то просто ворошить прошлое», – замечает Павел Белоглазов, предваряя свою публикацию «Хлеб – имя существительное». Очерк посвящен крестьянскому восстанию на обширной территории одного из самых хлебных уездов Тюменской губернии – Ялуторовского. Автор пытается на примере участников этих трагических событий ответить на вопросы: «Что же произошло? Какие факторы заставили смирного сибирского мужика взяться за вилы? Насколько справедливо вслед за советскими историками называть эти события кулацко-эсеровским бунтом?»

Удалось ли ему это? Разобраться в ситуации оказалось не очень просто, несмотря на архивные документы, которые положены в основу очерка.

И вот ещё одна интрига в материале Надежды Проскуряковой «Голдобинская эпидемия 1933 года». Что такая имела место быть, это исторический факт. А вот версий её происхождения несколько. Одна из них: «В эпидемии виноваты врачи-убийцы (не скупились в те годы на эпитеты!). Укол поставят, и человек после этого умирал, а потом их всех разоблачили и посадили». К этой теме автор возвращалась не один раз и провела целое расследование, результатами которого она поделилась с читателями.

Почему для меня так важно сообщить, в каком разделе опубликован тот или иной материал? Да, потому что их названия поражают воображение и иллюстрируют творческий подход к формированию материалов альманаха.

Ещё подарок от издателей. Том сопровождается CD диском «Это чьи девчоночки идут?»: Крестьянские напевы старообрядческой деревни.

Дорогие читатели, я поделилась с вами своими ощущениями, эмоциями, впечатлениями от некоторых материалов. Надеюсь, что вы найдете здесь ещё больше интересного, что затронет и вашу душу. Знакомство с содержанием альманаха того стоит.

Окончание следует

Мария Николаевна Мадьярова, заслуженный работник культуры РФ,

г. Ханты-Мансийск